- Дневники пользователей
- Записи дневника
Пользователей онлайн: 58
Не зарегистрированы?
РегистрацияНадо подумать
- Просмотров :748
- Комментариев :3
-
Рейтинг
:
+2
( +2 /0 )
Исторически сложилось, что Тематиков делят и классифицируют в первую очередь исходя из данной классификации. Но назвать это безукоризненно правильным подходом, пожалуй, нельзя.
Во-первых, очень и очень редко встречаются Тематики, которые практикуют только одно из направлений – только BD, например, или только SM. Существование же чистого D\s, без применения каких-либо практик, вообще для многих находится под сомнением. Как правило, и пример любой BDSM-тусовки это подтвердит, практически все используют в своей Тематической практике техники и приемы из всех разделов BDSM. То есть можно говорить скорее о пристрастиях, о предпочтениях, о том, в каком соотношении находятся данные элементы в каждом конкретном Тематике, но не о строгом или более-менее строгом делении на направления.
Во-вторых, BD и SM – это в первую очередь практики. D\s – это в первую очередь стиль отношений. Сведение в одну классификацию категорий разного порядка представляется как минимум сомнительным. Теоретическая ценность подобного разделения также вызывает большие сомнения.
В-третьих, целый ряд практик сочетает в себе элементы из разных направлений – болевой бондаж, например, или пси-воздействия.
Поэтому, на мой взгляд, было бы более правильным разделить BDSM не по практикуемым техникам, а в первую очередь по степени вовлеченности, по тому влиянию, которое Тема оказывает на жизнь и на личность человека. Навскидку можно наметить три уровня вовлеченности:
– фетишный уровень, когда Тема является не более чем символом, способом разнообразить сексуальную жизнь
- уровень практик, когда человек понимает суть и смысл происходящего, когда Тема является не просто набором приемов, но, в первую очередь, способом получения определенных – Тематических – эмоций, но не влияет на его обыденную, несексуальную жизнь
- и уровень отношений, когда человек стремится не просто получать какие-то Тематические эмоции в своей сексуальной и околосексуальной жизни, но и выстроить саму жизнь, отношения со своим партнером, основываясь на Тематических нормах и принципах.
Такое деление и классификация кажется более гармоничной еще и потому, что споры и непонимание между Тематиками проходит, как правило, не в плоскости используемых техник, а чаще как раз в плоскости уровня вовлеченности. То есть непонимание обычно возникает между людьми, находящимися на разных уровнях вовлеченности.
Определившись со степенью вовлеченности, можно рассматривать уже отдельные практики. Тут уже можно пользоваться привычной всем классификацией.
В Тематических практиках тоже хочется обратить внимание на одну их особенность. Общепринято, что Тематические практики по точке приложения можно разделить на физические и психологические. Но тут не все так просто. Если рассмотреть Тематические практики внимательнее, ясно видно, что все они, так или иначе, воздействуют на психику.
Рассмотрим поподробнее.
Флагелляция. Чисто физическое воздействие, на первый взгляд. Но воздействие, которое очень сильно влияет и на сферу психики. Флагелляция всегда сопровождается эмоциями. Причем эмоциями, как правило, сильными, и у каждого конкретного человека своими. У мазохистов это могут быть обида, злость, страх, сексуальное возбуждение, удовольствие, причем выраженность их может колебаться от слабой до очень значительной. Ну а эффект сабспейса – это чисто психологический эффект, причем, бесспорно, неоднозначный и насыщенный крайне сильными эмоциями и переживаниями. Садист также испытывает различные эмоции, также зачастую весьма и весьма сильно выраженные.
Бондаж. Тоже воздействие, практически всегда сопровождаемое различными эмоциями и ощущениями. Испуг, паника, спокойствие, безопасность – кардинально различные эмоции, также различной выраженности – от слабой до очень сильной.
Все BD-шные дисциплинарные воздействия также эмоционально окрашены. Смущение, униженность, стыд, удовольствие… Спектр широк и опять-таки индивидуален.
Все экстремальные воздействия – blood play, knife play, fire play, игры с дыханием, и т.п. – сопровождаются сильнейшими эмоциями.
Резюмируя, мы видим, что все Тематические практики сопровождаются эмоциями. Причем у каждого человека – своими, иногда кардинально разными на одно и то же воздействие. Значит, в психике человека что-то происходит, происходят какие-то изменения. Изменения, которые, собственно, и сопровождаются определенными эмоциями.
Любой процесс, происходящий в психике, так или иначе, меняет человека. Иначе говоря, обладает некоторым вектором, направлением, в котором происходят изменениям. Слабеньким, правда, и незаметным, в случае однократного воздействия. Но вот если воздействие повторяется регулярно, то можно уже говорить и о заметном воздействии.
Далее – любая Тематическая практика – это еще и научение, постановка каких-то стереотипов, моделей поведения. Дисциплинарные воздействия максимально полно это демонстрируют, но и любые другие – тоже воздействуют на психику на этом уровне. А модели поведения, стереотипы поведения – это, по сути, отражение личности человека в нашей реальности. Меняются стереотипы – меняется личность. А в Теме поведенческие стереотипы, которые ставят новичкам, очень сильно отличаются от тех, что были у них до этого.
Затем, любая практика, любая ситуация подпитывает собой некоторую установку. Для примера – если все вокруг будут день за днем оказывать человеку знаки внимания и уважения, это усилит, подпитает его внутреннюю установку – “я – уважаемый человек”. А если над ним каждый день будут смеяться и относиться с неуважением – это вызовет подпитку установки с противоположным знаком. Так и любая ситуация, а особенно – ситуация привычная, регулярно повторяющаяся, усиливает те или иные установки.
Далее. Личность каждого из нас состоит из множества ролей, которые нам приходится играть в этой жизни. Отец, Муж, Сын, Начальник, Друг, Ученик, Учитель и много других… Все это – так называемые субличности. Они обладают некоторой автономией, и их можно считать условно разумными. В норме они должны развиваться и сосуществовать в личности каждого человека гармонично, но в жизни так бывает не всегда. Так вот, при вхождении в Тему и развитии в ней идет усиление и прокачка целого ряда субличностей, которые до этого находились в зачаточном состоянии и практически никак не влияли на личность в целом. Практикуя Тему, человек выводит их на одно из главных, или, по крайней мере, значимых мест.
Все вышесказанное достаточно убедительно показывает, что любые Тематические практики влияют на психику человека. Влияют многопланово, на самых различных ее уровнях… Но и это еще не все. Потому что, помимо Тематических практик как таковых, есть еще и Тема как единое целое, как субкультура, как определенная среда общения.
А влияет ли Тема в целом на психику человека? Несомненно. Можно выделить как минимум несколько факторов. Первый – это влияние на мораль.
Мораль в нашей культуре традиционно включает в себя отрицание, запрет сексуальности и телесности в целом, если смотреть шире (так называемая “культура вины”). Тема как субкультура разрушает эти стереотипы. Тема снимает запреты на сексуальность и на телесность, сметает табу. Пока не будем оценивать, хорошо это или плохо. Но ясно, что это не может не сказаться в целом на личности, не может не изменять психику человека.
Затем, в Теме человек видит вокруг себя новые поведенческие стереотипы, зачастую кардинально противоположные тому, что он наблюдал в своей ванильной жизни. Он получает обратную связь – одобрение одних поступков и вариантов поведения, неодобрение других. Это также является сильнейшим инструментом модификации личности.
Далее, Доминант для сабмиссива является объектом выраженного уважения, поклонения даже, в каком-то смысле, критика к его действиям сильно снижается – это облегчает возможность психологического воздействия.
Итак, в целом – мы видим, что и Тема как субкультура, как единое целое, и любые отдельно взятые Тематические практики влияют на сознание, на психику человека. То есть Тема как субкультура является, потенциально, духовной практикой. Потому как, если подойти к вопросу осознанно, и сложить все векторы, влияющие на психику, в заданном направлении, если наложить на Тему в целом и на отдельные Тематические практики приемы психотерапии – мы получим ни что иное как мощнейшую духовную практику, потенциал которой трудно переоценить.
Но подход к Теме в таком ключе ставит массу очень серьезных вопросов, как технического, так и морального плана. Потому как полученным инструментом можно влиять на личность человека, и влиять очень серьезно. То есть – имеет ли смысл вообще изучать и развивать данную теорию?
Рассмотрим, каков же потенциал к трансформации личности у Темы в ее сегодняшнем состоянии. Приняв во внимание все вышеизложенное, мы можем понять, что потенциал очень велик даже в настоящее время. Практически все составляющие Темы содержат данную компоненту. Таким образом, воздействие все равно происходит… но оно не только не контролируется и не направляется – оно вообще не учитывается!
В результате мы неизбежно получаем неуправляемый процесс изменений в личности – и, практически неизбежно, увеличение дисгармонии в ней. Неконтролируемые, неучитываемые воздействия могут вызвать негативные эффекты на всех уровнях психики. Не понимая и не контролируя пси-составляющую Тематических практик, мы можем получить (и получаем) самые разнообразные негативные эффекты. Неправильное научение. Подпитка конфликтов на уровне субличностей. Усиление дисбаланса на уровне установок. Усиление ригидности психологических защит. Бесконтрольное вторжение в сферу блокированных эмоций. Подпитка негативных СКО (систем конденсированного опыта, по Грофу). Разнообразные неконтролируемые проекции со стороны Верхнего, и, как следствие, засорение психики нижнего избыточными интроектами. Расшатывание эмоциональной сферы – эмоциональная лабильность. Снижение уровня бодрствования сознания. И это – далеко не полный список…
То есть, рассмотрев вопрос с этой стороны, мы приходим к пониманию необходимости построения новой модели Темы – модели, в которой будет уделено достаточное внимание пси-составляющей Темы. Где все психологические механизмы, которые мы неизбежно запускаем, практикуя BDSM – будут контролироваться, и направляться таким образом, чтобы они работали на гармонизацию личности, на ее духовный рост. Где все негативные последствия пси-воздействий будут изначально минимизированы и полностью скомпенсированы в дальнейшей работе. То есть мы приходим к пониманию необходимости создания на базе Темы духовной практики, а на базе БДСМ тусовок – БДСМ клубов.
Автор: Freeman
Комментарии:
Добавить комментарий