Пользователей онлайн: 134
Не зарегистрированы?
РегистрацияФЕТИШИЗМ
Добавлено: 2012-03-10 0:03
Человек всегда пользовался вещами и всегда знал им цену. Однако вещь, которой владел древний человек и вещь, которой владеет современный человек, - это совершенно разные вещи. Мы говорим сейчас не о внешнем отличии вещей, но об отличии в отношении к вещи как таковой. Сегодня мы радуемся, приобретая вещь, однако уже в момент покупки готовы с ней расстаться ради новой вещи с улучшенными техническими возможностями. Нашу близость с вещью, привязанность к ней, уменьшает так же, одновременно с ценой и ценностью, серийное производство.
Серийное производство было революцией не только в истории техники, но и в сознании людей. Жан Бодрийар, говоря о появлении возможности воспроизводства одинаковых вещей, вспомнил ошеломление негров, впервые увидевших две одинаковые книги.
В ритуале взаимного одаривания, называемого индейцами Северо-Западной Америки полтрач, имущество в ряде случаев даже не дарят, а просто разрушают. При этом разрушение является высшей формой траты. У цимшиан ее называют "убивать имущество". Это тема жертвоприношения. Если собственность убивают, то это потому, что у нее есть жизнь.
ФЕТИШ
Слово фетиш (от португ. feticio - "амулет") появилось в европейских языках в XV в., когда португальские мореплаватели высадились на побережье Западной Африки. Этим термином португальцы обозначали различные принадлежности католического обихода - реликвии святых, чудодейственные четки и тому подобные религиозные святыни.
В науку, в качестве обобщающего термина для целой категории религиозных фактов, впервые ввел в 1760 г. Ш. де Бросс в книге: "О фетишизме", 1973.
С явлением фетишизации связан свойственный первобытной культуре феномен функционального сдвига, превращения полезного в священное, орудий труда в предметы культа. Орудие приобретает новую функцию, но именно его первоначальная функция является нередко условием и причиной этого превращения.
ФЕТИШИЗМ
С момента появления слова фетиш в европейских языках и превращения его в обобщающий термин для целой категории религиозных фактов, можно заметить преимущественно негативное отношение к фетишизму в самых различных областях культуры. Это отношение было непосредственно связано с отношением церкви ко всем проявлениям язычества.
В конце XIX в., примерно в одно и то же время появляются теория фетишизма К. Маркса и Бинэ "О фетишизме в любви" где фетишизм впервые был классифицирован как сексуальная девиация (1887 г).
Динамика и бессознательные аспекты фетишизма были освещены Фрейдом в двух монографиях, опубликованных в 1905-м и 1927 годах. Он показал, что фетишизм может быть свойственен нормальной любви, когда "связь с нормальным осуществляется посредством психологически необходимой переоценки сексуального объекта, которая неизбежно переносится на все, ассоциативно с ним связанное... Патологическим случай становится только тогда, когда стремление к фетишу зафиксировалось сильнее, чем при обычных условиях, и заняло место нормальной цели, далее, когда фетиш теряет связь с определенным лицом, становится единственным сексуальным объектом.
Вместе с тем, у Фрейда, как и у многих исследователей фетишизма, очевидна одна существенная методологическая ошибка: в качестве предпосылки используется аксиома о патологичности фетишизма. Вследствие этого исследователь стремится понять и объяснить не явление как таковое во всей сложности и неоднозначности его истории, но – болезнь.
Стремление увидеть в фетишизме болезненное явление, а в фетишисте - потенциального пациента, непродуктивно с научной точки зрения. Нам представляется продуктивным фиксировать внимание прежде всего на отличиях в восприятии вещи древним и современным человеком, на изменениях (ментальных, социальных, религиозных) произошедших с тех пор, когда вещь и человек разделились и перестали осознаваться как части единого целого. В этом случае борьбу церкви с проявлениями язычества или борьбу просветителей с предрассудками можно будет увидеть в контексте этих изменений, в контексте истории культуры. В этом случае можно будет поставить ряд вопросов (если, конечно, удастся забыть о перверсиях и их тиражировании в кино-порно- и прочих индустриях): не обладает ли фетишист более обостренным, в сравнении с обычными, "здоровыми" людьми, восприятием вещи? не хранит ли фетишист утраченную большинством способность ощущать вещь и ее владельца как единое целое (что и позволяет ему получать сексуальное наслаждение)? правомерно ли ограничивать эту способность фетишиста лишь сферой сексуального?
(Энциклопедия культур).
Добавлено: 2012-03-10 0:03
Добавлено: 2012-03-10 0:03
Обладает. Если вещь -это нижний, то мое больное восприятие его обострено искренней заботой и соответствующим уходом. Чтобы не потрепалась и не утратила своих потребительских свойств.
не хранит ли фетишист утраченную большинством способность ощущать вещь и ее владельца как единое целое (что и позволяет ему получать сексуальное наслаждение)?
Мечты и грезы- быть с вещью единым целым. У вещи свое предназначение.
правомерно ли ограничивать эту способность фетишиста лишь сферой сексуального?
Нет. Назначение вещи - не всегда сексуальное удовлетворение. Использование вещи в быту не доставляет удовольствия. Стоит себе столик, слождены предметы на нем. Но вещь при этом любимая. Но в данный момент она выполняет функцию прибора-удобства. Моральное- может быть. Очень удобно свечку вставить и наслаждаться романтикой)
Добавлено: 2012-03-10 0:03 ( Ред. 2012-03-10 0:03 )
Произвольная цитатане обладает ли фетишист более обостренным, в сравнении с обычными, "здоровыми" людьми, восприятием вещи?
Обладает, но это не причина а следствие... Когда мы фокусируемся на чём-то, естественно мы будем воспринимать это что-то более остро и глубоко чем те, для кого это что-то "смешано с общим фоном"...
Но это никак не следствие "сверхспособностей/сверхчувствительности" фетишиста, а лишь следствие того, что это его фетиш...
Произвольная цитатане хранит ли фетишист утраченную большинством способность ощущать вещь и ее владельца как единое целое (что и позволяет ему получать сексуальное наслаждение)?
Не хранит, а, опять-же, скорее формирует у себя такую способность...
Вообще, к чему этот пафос? Фетиш, как и большинство других девиаций, может иметь как вполне здоровую форму, добавляющую жизни разнообразия, так и форму глубоко паталогическую, замещающую собой все остальные краски жизни... И ещё 100 500 форм между и за описанными...
Произвольная цитатаправомерно ли ограничивать эту способность фетишиста лишь сферой сексуального?
А никто и не ограничивает. Просто "Фетиш", как и многие другие термины, имеет как широкое так и узкое значение.
Фетиш в широком значении выходит за рамки сексуального (я, например, могу сказать: "компьютеры - мой фетиш", не имея ввиду, что они вызывают у меня сексуальное возбуждение)
Фетиш в узком значении - это уже о сексуальном...
Добавлено: 2012-03-10 1:03
Произвольная цитатаОбладает, но это не причина а следствие... Когда мы фокусируемся на чём-то, естественно мы будем воспринимать это что-то более остро и глубоко чем те, для кого это что-то "смешано с общим фоном"
Я не уверенна, что Вы до конца поняли суть вопроса, здесь имеется в виду более глубокое восприятии вещи, а не синоним слова увлечение.
Произвольная цитатаА никто и не ограничивает. Просто "Фетиш", как и многие другие термины, имеет как широкое так и узкое значение.
Ограничивал Фрейд и этот вопрос на фоне его подхода к фетишизму.
Добавлено: 2012-03-10 1:03 ( Ред. 2012-03-10 1:03 )
АвторAnomaliaне обладает ли фетишист более обостренным, в сравнении с обычными, "здоровыми" людьми, восприятием вещи?
Обладает. Если вещь -это нижний, то мое больное восприятие его обострено искренней заботой и соответствующим уходом. Чтобы не потрепалась и не утратила своих потребительских свойств.
не хранит ли фетишист утраченную большинством способность ощущать вещь и ее владельца как единое целое (что и позволяет ему получать сексуальное наслаждение)?
Мечты и грезы- быть с вещью единым целым. У вещи свое предназначение.
правомерно ли ограничивать эту способность фетишиста лишь сферой сексуального?
Нет. Назначение вещи - не всегда сексуальное удовлетворение. Использование вещи в быту не доставляет удовольствия. Стоит себе столик, слождены предметы на нем. Но вещь при этом любимая. Но в данный момент она выполняет функцию прибора-удобства. Моральное- может быть. Очень удобно свечку вставить и наслаждаться романтикой)
«…Восприятие вещи в традиционном обществе включено в тотемистическое мировосприятие; человек осознает природу-тотем-коллектив как единое неделимое целое, и способен увидеть это целое в вещи. Вещь-как-единое-целое в определенных пороговых ситуациях призвана напоминать о целостности мира, есть символ целостности, восстанавливает ее в случае утраты. "Вся видимая природа есть общество и отдельный человек; вода, светила, деревья - это люди; в прошлом каждый мужчина - Зевс, каждая женщина - Гера, каждая девушка - Артемида, именами которых они в Греции клялись и сущности которых тем самым уподоблялись" 5. Но точно так же как вещь была или могла стать человеком и богом, так и человек ощущал себя и себе подобных вещью. Человека можно было подарить, обменять, выиграть и т.п.»…
На мой взгляд, есть в этом, что-то из теории, что все состоит из энергии, просто не все способны видеть наделять и ощущать именно ее.
Добавлено: 2012-03-10 8:03 ( Ред. 2012-03-10 8:03 )
Произвольная цитатаЯ не уверенна, что Вы до конца поняли суть вопроса, здесь имеется в виду более глубокое восприятии вещи, а не синоним слова увлечение.
Думаю, что понял. Я просто пытаюсь сказать, что не стоит фетиш выдавать за некую формы высшего мировосприятия доступную лишь избранным.
Фетиш, это всего лишь фетиш, в нём нет ничего плохого, но он и не является признаком "свервосприятия"...
Т.е., грубо говоря, это ИМЕННО синоним увлечённости!
Опровергнуть теорию про какое-то там исторически сохранённое восприятие здесь очень просто:
Восприятие в рамках своей направленности однородно...
Если у меня повышено восприятие прекрасного, то я буду находить его и в живописи, и в скульптуре, и в повседневных пейзажах, мимо которых большинство проходят незамечая... Если я любуюсь только картинами, то это - любовь к живописи.
Если я "храню утраченную большинством способность ощущать вещь и ее владельца как единое целое", то это должно относится ко всем вещам, т.е. я в принципе должен относится к вещам с большим почтением, чем остальные люди. Фетишистам же свойственна избирательность... Т.е. при особом, глубоком отношении, например, к женским блузкам, у фетишиста может быть вполне обыденное, потребительское отношение, например, к наручным часам, да и к большинству остальных предметов...
Так что, не стоит искать скрытый смысл там, где его нет!
Произвольная цитатаОграничивал Фрейд и этот вопрос на фоне его подхода к фетишизму.
Подход Фрейда к фетишизму определяется его подходом к психологии в целом. Т.е. он вообще утверждал, что абсолютно вся человеческая мотивация определяется либо страхом смерти (движением к смерти) либо сексуальным влечением.
По скольку ничего общего со смертью у фетиша он не нашел, он отнёс его ко второй категории...
Я уже говорил, повторю, и буду повторять:
Фрейд заслуживает известность и уважение, как первооткрыватель подсознательного, и только!
Давно известно, что все его выкладки, - коммерческий продукт, несовершенство, сырость и, прямо скажем, ложность которого он сам прекрасно осознавал, но не развивал его и препятствовал таким попыткам других специалистов просто из стремления сохранить этот продукт во-первых в применимой форме, а во-вторых за собой.
В том числе и теория Фрейда о биполярных (позже триполярных) истоках мотивации давно опровергнуты.
Сегодня изветно, что человеком движет множество факторов, которые никак нельзя свести лишь к упомянутым Фрейдом.
А, соответственно, и рассматривать фетиш исключительно в узком смысле, можно только как частный случай мнения конкретного человека, которое, скорее всего, даже не было его мнением, а было лишь официальной позицией.
Даже если предположить, что Фрейд прав на счёт "короткого списка" движущих истоков мотивации, можно вполне представить себе фетиши базирующиеся на движении к смерти а не на сексуальности... Да и представлять не надо, есть конкретные примеры, например, отношение к черепу, как предмету, у многих масонов...
Для тех, кто ещё не прошел посвящение))), человеческий череп - обязательный атрибут масонского алтаря, и размещается он там не для устрашения или пафоса, а как символ, заставляющий помнить о смерти и учитывать её.
У многих масонов отношения к этому предмету близится к священному и безусловно глубже простой увлечённости.
Добавлено: 2012-03-13 18:03
Произвольная цитатаФетиш, это всего лишь фетиш, в нём нет ничего плохого, но он и не является признаком "свервосприятия"... Т.е., грубо говоря, это ИМЕННО синоним увлечённости!
Прошу прощения, но позвольте с Вами не согласиться...
Я не считаю, что фетиш - это синоним увлеченности.
Не хватает у меня мозгов, чтобы спорить с Вами... и даже не знаю как бы обосновать Вам свою позицию... но увлеченность - это увлеченность... ну, нравятся картины, любуешься ими... но есть одна,или несколько, от которых дух захватывает, дыхание останавливается и глаз невозможно оторвать... ты смотришь на неё и как бы растворяешься в ней душой и телом... а если ещё при этом эта самая картина когда-либо станет твоей... будешь её холить и лелеять и пылинки сдувать, при этом, любуясь ею, погружаясь в отдельный свой неповторимый мир... это по Вашему просто увлечение?
Добавлено: 2012-03-13 19:03
Добавлено: 2012-03-13 19:03
Произвольная цитатаотношения к этому предмету близится к священному и безусловно глубже простой увлечённости.
Вы, получается, сами себе противоречите...
Добавлено: 2012-03-16 22:03
Авторogon_i_yaПроизвольная цитатаотношения к этому предмету близится к священному и безусловно глубже простой увлечённости.
Вы, получается, сами себе противоречите...
Выделенная цитата - это не закончик.